Назад к списку

Анализ чувствительности целевой функции задачи линейного программирования

В СММ АТОР добавлен блок анализа чувствительности (sensitivity analysis) целевой функции.

Чувствительность целевой функции оценивается в отношении изменения элементов векторов свободных членов системы ограничений задачи линейного программирования (ЛП).

Результаты анализа чувствительности целевой функции выводятся на лист Analysis в рабочей книге. 

При использовании инструментария анализа чувствительности задачи ЛП последовательность действий в операциях экономического планирования может быть следующей: 

  1. формирование первичного плана; 
  2. анализ чувствительности; 
  3. в случае существенного влияния вариации ограничений задачи ЛП на целевую функцию проведение параметрического анализа и, возможно, последующие итерации. 

Замечу, что теория параметрического линейного программирования предполагает вместо описанного выше итерационного процесса решение специальных задач ЛП с варьируемыми ограничениями.В связи с этим должен заметить, что, как известно, экономика – это “смесь” науки и искусства ведения хозяйственной деятельности при ограниченных ресурсах, включая деньги. Изыскание дополнительных ресурсов производства и логистики, а также изменение ассортимента и границ производства продукции является самостоятельной и неординарной задачей. Поэтому теория параметрического линейного программирования на практике “разбивается” о невозможность или об очень ограниченную возможность варьирования значительного количества ограничений задач экономического планирования. Альтернативы описанному выше итерационному процессу планирования я не вижу.

Собственно параметрический анализ в этом итеративном процессе сводится к простой процедуре изменения значений векторов свободных членов ограничений задачи ЛП.  Такое изменение свободных членов системы ограничений задачи ЛП называют ослаблением системы ограничений.

Для большей информации  смотрите страницу S-Анализ.

С использованием анализа чувствительности СММ АТОР может быть эффективно использован для проведения маркетингового аудита.

Схема оценки оптимальности ассортимента и использования ресурсов предприятия при проведении маркетингового аудита

с использованием СММ АТОР 

Начнем с определения. 

Маркетинговый аудит (или маркетинговая ревизия), в сущности, это оценка коммерческой состоятельности бизнеса, сферы хозяйственной деятельности, и поиск ответа на вопрос: есть ли перспективы у данного предприятия или фирмы на рынке. Причина, по которой руководство компании не слишком приветствует его проведение, весьма прозаична: такой аудит легко может выявить просчеты в управлении бизнесом, ответственность за которые обязано нести руководство предприятия или фирмы. 

Источник определения: https://www.klerk.ru/boss/articles/455919/

Последовательность действий с использованием СММ АТОР в процессе маркетингового аудита представлена на следующей блок-схеме. 

Комментарии к блок-схеме:

1 – математическая модель планирования/продаж строится ретроспективно, т.е. на фактических данных за ревизуемый период; миссия, видение и годовой бизнес-план необходимы, чтобы правильно сформировать целевую функцию задачи линейного программирования; для коммерческого предприятия это может быть одномерный критерий (например, маржинальная валовая или иная прибыль), могут быть и многомерные варианты (валовая прибыль+широта ассортимента или валовая прибыль+количество продаж и т.п.); 

2 – создавать пользовательскую и математическую модели производства/продаж необходимо, если на данном предприятии СММ АТОР не используется в качестве инструмента планирования; если указанные модели имеются в готовом виде (СММ АТОР уже используется на предприятии), то их необходимо настроить на числовой материал из ERP-системы или иной учетной системы (установить ограничения по выпуску продукции, сырью, производственным мощностям и т.п. исходя из фактов ревизуемого периода);

3 – содержание операции очевидным образом следует из названия; 

4, 5 – за подробностями процесса анализа чувствительности и параметрического анализа отсылаю к странице S-Анализ сайта SolverSoftLab.ru; 

6 – полученные результаты могут ставить под вопрос компетенции указанных Департаментов и Служб, поэтому в целях недопущения необоснованных претензий требуется тщательная выверка результатов (почему, например, был сформирован такой ассортимент, а не более математически оптимальный); если консенсуса достигнуть не удастся и у аудитора остается неустранимое сомнение в правильности действий ревизуемых подразделений и лиц, то мнения оппонентов обязательно должны быть приведены в Акте проверки; 

7 – содержание операции очевидным образом следует из названия. 

Автор проекта СММ АТОР Андреев Д.М.